Грузовые перевозки: перевозчики предупреждают о возможном дефиците на сцепки.
Перевозчики в России обеспокоены возможным дефицитом грузовых автомобилей. Основные причины этой ситуации — резкий рост ставок утилизационного сбора на 85% с 1 октября и высокие ставки лизинга, которые колеблются в пределах 27–29%.
Ассоциации дилеров и перевозчиков обратились в Минпромторг с просьбой о принятии мер. Дефицит новых грузовиков может негативно сказаться на экономике, где транспортные услуги составляют 14% от валового внутреннего продукта (ВВП), что, в свою очередь, отразится на ценах на потребительские товары. В ответ на эти вызовы министерство анонсировало льготную программу лизинга на 2024 год, которая охватывает седельные тягачи и предлагает скидку в 850 тысяч рублей. На эти цели выделено дополнительно 8 миллиардов рублей.
С 1 октября ставки утилизационного сбора для грузовиков массой от 12 до 20 тонн возросли на 70–85%. Это привело к тому, что средняя цена седельных тягачей увеличилась на 12% и достигла 9,8 миллиона рублей, а стоимость сцепок составила 20 миллионов рублей. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», увеличились также налоговые платежи, поскольку они рассчитываются на основе полной стоимости транспортного средства с учетом утилизационного сбора. В сочетании с ростом ключевой процентной ставки Центробанка это значительно осложняет обновление автопарков, подчеркивают эксперты.
«Фактически введены барьеры для стимулирования иностранного производства, что сделает недоступными как китайские, так и российские грузовики», — прокомментировал ситуацию Александр Строчков, директор по внешнеэкономической деятельности компании Sinoway Group (официальный дилер Shacman в России).
По его словам, запасы растаможенных фур хватит лишь до конца 2024 года, после чего начнется рост цен на всю технику.
Президент ассоциации Вадим Филатов добавил, что отечественные заводы не могут полностью заменить импорт. «В сегменте седельных тягачей грузоподъемностью 18–20 тонн производственные мощности российских предприятий ограничены 20 тысячами единиц в год, тогда как рыночная потребность превышает 50 тысяч», — отметил он.
По информации «АвтоГрузЭкс», российский рынок достаточно обеспечен самосвалами и специализированной техникой на базе шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал», однако ситуация в сегменте магистральных тягачей иная. «КамАЗ не может выпустить более 10–15 тысяч тягачей серии К5 в год», — указал основатель консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин. Он также отметил, что модель МАЗ-5440 устарела и не соответствует современным требованиям по комфорту.
Также на рынок грузовых перевозок сильно влияет рост стоимости лизинга из-за повышения ключевой ставки Центробанка, отметил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Виталий Киселев. По данным «АвтоГрузЭкс», в третьем квартале 2024 года ставки по некоторым лизинговым контрактам превышали 27–29%, что стало критическим уровнем, за которым компании начинают отказываться от обновления автопарков.
«До 80% фур продается в пятилетний лизинг, и при ставке 27% это означает, что за этот период придется выплатить практически двойную стоимость приобретенной техники», — добавил Киселев. Крупные перевозчики начали предпочитать эксплуатацию старых машин и откладывать покупку новых.
По его прогнозам, до конца 2024 года продажи грузовиков замедлятся, а затем начнется рост тарифов на автоперевозки, что повлечет за собой увеличение цен на потребительские товары.
Дополнительные расходы перевозчиков в связи с повышением утилизационного сбора могут составить от 16 до 26 тысяч рублей в месяц, как сообщил Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic.
В Минпромторге сообщили, что в 2024 году была запущена льготная программа лизинга для отечественных седельных тягачей с возможностью получения скидки до 850 тысяч рублей, на эти цели выделено 8 миллиардов рублей. Однако представители ассоциаций и перевозчиков считают эту меру недостаточной.
«Необходимо субсидировать лизинговые ставки и предоставить льготные кредиты на приобретение техники грузоподъемностью 18–20 тонн», — подчеркнул Вадим Филатов.
Кроме того, РОАД уже направила письмо в Минпромторг с предложениями по нормализации ситуации на рынке. Виталий Киселев считает, что оптимальной ставкой лизинга для работы перевозчиков является 12%, а также акцентирует необходимость ускорения локализации отечественного производства седельных тягачей для восполнения дефицита техники. Аналогичное письмо готовит и «АвтоГрузЭкс».
Ассоциации дилеров и перевозчиков обратились в Минпромторг с просьбой о принятии мер. Дефицит новых грузовиков может негативно сказаться на экономике, где транспортные услуги составляют 14% от валового внутреннего продукта (ВВП), что, в свою очередь, отразится на ценах на потребительские товары. В ответ на эти вызовы министерство анонсировало льготную программу лизинга на 2024 год, которая охватывает седельные тягачи и предлагает скидку в 850 тысяч рублей. На эти цели выделено дополнительно 8 миллиардов рублей.
Изменения в ставках утилизационного сбора.
С 1 октября ставки утилизационного сбора для грузовиков массой от 12 до 20 тонн возросли на 70–85%. Это привело к тому, что средняя цена седельных тягачей увеличилась на 12% и достигла 9,8 миллиона рублей, а стоимость сцепок составила 20 миллионов рублей. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», увеличились также налоговые платежи, поскольку они рассчитываются на основе полной стоимости транспортного средства с учетом утилизационного сбора. В сочетании с ростом ключевой процентной ставки Центробанка это значительно осложняет обновление автопарков, подчеркивают эксперты.
«Фактически введены барьеры для стимулирования иностранного производства, что сделает недоступными как китайские, так и российские грузовики», — прокомментировал ситуацию Александр Строчков, директор по внешнеэкономической деятельности компании Sinoway Group (официальный дилер Shacman в России).
По его словам, запасы растаможенных фур хватит лишь до конца 2024 года, после чего начнется рост цен на всю технику.
Президент ассоциации Вадим Филатов добавил, что отечественные заводы не могут полностью заменить импорт. «В сегменте седельных тягачей грузоподъемностью 18–20 тонн производственные мощности российских предприятий ограничены 20 тысячами единиц в год, тогда как рыночная потребность превышает 50 тысяч», — отметил он.
По информации «АвтоГрузЭкс», российский рынок достаточно обеспечен самосвалами и специализированной техникой на базе шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал», однако ситуация в сегменте магистральных тягачей иная. «КамАЗ не может выпустить более 10–15 тысяч тягачей серии К5 в год», — указал основатель консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин. Он также отметил, что модель МАЗ-5440 устарела и не соответствует современным требованиям по комфорту.
Ситуация с лизингом
Также на рынок грузовых перевозок сильно влияет рост стоимости лизинга из-за повышения ключевой ставки Центробанка, отметил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Виталий Киселев. По данным «АвтоГрузЭкс», в третьем квартале 2024 года ставки по некоторым лизинговым контрактам превышали 27–29%, что стало критическим уровнем, за которым компании начинают отказываться от обновления автопарков.
«До 80% фур продается в пятилетний лизинг, и при ставке 27% это означает, что за этот период придется выплатить практически двойную стоимость приобретенной техники», — добавил Киселев. Крупные перевозчики начали предпочитать эксплуатацию старых машин и откладывать покупку новых.
По его прогнозам, до конца 2024 года продажи грузовиков замедлятся, а затем начнется рост тарифов на автоперевозки, что повлечет за собой увеличение цен на потребительские товары.
Дополнительные расходы перевозчиков в связи с повышением утилизационного сбора могут составить от 16 до 26 тысяч рублей в месяц, как сообщил Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic.
Проблемы с лизингом.
Перевозчики начали возвращать крупные партии автомобилей лизинговым компаниям, что связано с неправильно выбранной финансовой моделью. «Банковская сфера часто не понимает специфику автомобильной логистики и считает её высокорисковой», — отметил Цыпин. Для решения проблемы обновления парка магистральных тягачей требуется разработка финансовой поддержки отрасли, особенно учитывая, что логистика составляет 14% от ВВП России, в то время как в США и Европе этот показатель значительно ниже.В Минпромторге сообщили, что в 2024 году была запущена льготная программа лизинга для отечественных седельных тягачей с возможностью получения скидки до 850 тысяч рублей, на эти цели выделено 8 миллиардов рублей. Однако представители ассоциаций и перевозчиков считают эту меру недостаточной.
«Необходимо субсидировать лизинговые ставки и предоставить льготные кредиты на приобретение техники грузоподъемностью 18–20 тонн», — подчеркнул Вадим Филатов.
Кроме того, РОАД уже направила письмо в Минпромторг с предложениями по нормализации ситуации на рынке. Виталий Киселев считает, что оптимальной ставкой лизинга для работы перевозчиков является 12%, а также акцентирует необходимость ускорения локализации отечественного производства седельных тягачей для восполнения дефицита техники. Аналогичное письмо готовит и «АвтоГрузЭкс».